Организованный недавно Общественный Совет по формированию системы эффективного образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий начинает свою деятельность, и я бы предложил тему для обсуждения, которая непосредственно связана деятельностью Совета. В настоящее время я читаю курс лекций по химии в НГТУ студентам, поступившим на радиотехнический факультет по направлению «Нанотехнология». Весь курс химии надо вписать в три семестра, поэтому он не так насыщен, как курсы, которые преподаются студентам обычных химических направлений. Первое впечатление от общения со студентами – они явно перегружены и не успевают освоить даже тот относительно скромный объем информации, который им приходится давать. Мне кажется, что государственный стандарт по направлению подготовки бакалавров 210600 «Нанотехнология» явно перегружен. Кроме традиционных физико-технических дисциплин, привычных для радиоэлектронщиков, там есть (в относительно большом объеме) химия, биология, экология и многое другое. Казалось бы, все правильно: студент должен знать больше. Но, увы, на практике все сложнее. Возможности студента ограничены, поэтому при расширении объема информации теряется глубина усвоения материала. Я согласен с точкой зрения профессора МГУ Е.В.Антипова, высказанной на прошлом заседании Совета. Он указал на то, что все специальные дисциплины, включая нанотехнологию, должны преподаваться на уровне магистратуры, а уровень бакалавра предусматривает получение только основных знаний в базовой области. Действительно, нанотехнологию в целом нельзя рассматривать как основное направление или дисциплину, так она использует понятийный аппарат и методы традиционных наук (физики, химии, биологии). Более того, согласно государственному стандарту, бакалавры , получившие диплом по направлению «нанотехнология» - это будущие специалисты лишь по техническим специальностям: радиотехнике, электронике, биомедицинской технике и автоматизации. Это очень узкое понимание нанотехнологии. Если разделы традиционных наук, занимающиеся изучением нанообъектов, условно назвать нанонауками, то существует целый ряд нанонаук (нанофизика, нанохимия, наноматериаловедение) и соответствующих нанотехнологий (наноэлектроника, химическое наноматериаловедение, супрамолекулярная химия, не удивлюсь, если в будущем появятся наномеханика и наномашиностроение). Поэтому, нанотехнологий может быть много и каждую из них можно рассматривать как новую специфическую область применения традиционной области знаний. Соответствующим образом должны быть составлены и государственные стандарты, обеспечивающие хорошую подготовку бакалавров в базовых областях (такие бакалавры будут всегда востребованы в первую очередь), и профессиональную специализированную подготовку магистров в любой (или нескольких) нанотехнологии ,- там где студент лучше ориентируется. Например, курс «химические нанотехнологии» может быть легче усвоен студентами химических факультетов, а «наноэлектроника» – физиками или радиотехниками. Резюме: нужны новые стандарты и члены совета должны над этим серьезно подумать.
Н.Ф.Уваров
Профессор НГТУ, доцент НГУ, ведущий научный сотрудник ИХТТМ СО РАН