Интервью зам.декана ФНМ МГУ Е.А.Гудилина порталу "Наука и технологии РФ".
(STRF) Школьные курсы по физике, химии и биологии скоро будут дополнены пособием «Введение в нанотехнологии». На Ваш взгляд, в чём необходимость нагружать и без того насыщенную учебную программу таким сложным и непонятным даже для большинства взрослых знанием?
(ЕАГ) — В данном случае речь может и должна идти о создании системы специальных элективных курсов для углублённого и, главное, развивающего творческого обучения заинтересованных школьников, которое, конечно же, должно быть сопряжено с определённой профориентационной работой, а не об обязательном изучении новых догм и вдалбливании новых понятий всем и каждому.
Что же касается сложности предмета «нанотехнологии», то она надуманная, тем более что в данном контексте имеется в виду только междисциплинарное обучение базовым понятиям с демонстрацией примеров из современных высокотехнологических областей. Это обучение необходимо, поскольку парадигму междисциплинарного образования нужно развивать в принципе — такова жизнь и такова современная наука.
Другое дело, что разработать школьное пособие «Введение в нанотехнологии» и создать ассоциированный с ним комплекс мер и информационного обеспечения архисложно и архиответственно, так как это требует уже выверенного и признанного всеми научного задела, очень взвешенного подхода, ответственности и времени. Неожиданные (неподготовленные) эксперименты по созданию и запуску новых школьных программ с нуля если не преступны, то, во всяком случае, неоправданы.
Поэтому хочется верить, что выигранный недавно Ульяновским государственным университетом проект, как и планировалось Министерством образования и науки, будет реализован на принципах максимальной открытости его результатов для общественности. От качества его выполнения может многое зависеть. В то же время именно сами чиновники сделали всё возможное, чтобы его «завалить», поскольку фактически отвели на его реализацию только три месяца в этом году, что я считаю полным абсурдом.
(STRF) Планируете ли выступать со своими инициативами по разработке школьной нанотехнологической программы на выездных семинарах в Ростове и Пскове, где, вероятно, развернётся острая дискуссия на эту тему?
(ЕАГ) — На семинарах я и многие мои коллеги с удовольствием бы выступили. Думаю, и большинство членов общественного совета по формированию эффективной системы образования в области нанотехнологий, с инициативой о создании которого в конце июня выступил МГУ, обсудят на этих встречах самые животрепещущие вопросы.
(STRF) На сайте Нанометр Вы неоднозначно высказались о результатах конкурса на разработку учебного модуля и специализированных пособий для школы, победителем которого стал Ульяновский госуниверситет. Считаете, уровень развития науки в регионах сильно отстаёт от столичного?
(ЕАГ) — Как раз результаты конкурса были более чем однозначными — трёх из четырёх претендентов, включая МГУ, сняли с так называемых торгов за нарушение оформления документации, после чего совершенно законно победил Ульяновский государственный университет. Мы не хотим, не можем, и не будем возражать. Нет оснований, таков закон. В скобках замечу, что если подходить неформально, то отсутствие единственной печати на одном из документов (ляп есть ляп) не должно было помешать, но помешало рассмотрению планов работ по существу. Что же касается уровня развития науки в регионах, то он в существенной мере подтягивается к столичному и, разумеется, есть очаги, в которых он выше, скажем, не только московского, но и мирового. Так что здесь я проблем никаких не вижу, всё идёт своим чередом.
(STRF) Каков Ваш прогноз: принесут ли сегодняшние усилия организаторов и исполнителей конкурса желаемый результат? Или, может, нужны ещё какие-то меры для того, чтобы подрастающее поколение по-настоящему заинтересовалось нанонаукой?
(ЕАГ) — Один проект погоды не сделает. Нужна политическая воля и продуманная программа, открытая для общественного обсуждения и анализа независимых экспертов. А мотивировать школьников нужно, конечно, не «розгами», и не PR-акциями, а в первую очередь созданием стабильных хай-тековских рабочих мест для их более старших коллег — выпускников вузов. Это должно запустить всю цепочку: школа — вуз — компания. А без этого всё будет искусственно и шатко.
Наталья Быкова, STRF.ru