26 июня в рамках Санкт-Петербургского научного форума "Наука и общество. Нанотехнологии: исследования и образование" — III Петербургская встреча лауреатов Нобелевской премии — состоялся круглый стол по проблемам образования в области нанотехнологий, который провели ректор МГУ академик В.А.Садовничий и лауреат Нобелевской премии академик Ж.И.Алферов. Форум проводился по инициативе и при поддержке правительства Санкт-Петербурга, а также Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук, Санкт-Петербургского физико-технологического научно-образовательного центра РАН, Фонда поддержки образования и науки (Алфёровского фонда). И если сам Форум освещал новейшие результаты научных исследований и их применения в электронике, физике, химии, биологии и медицине, то на круглом столе были обсуждены основные задачи, стоящие перед образованием в области нанотехнологий, а также современные тенденции его развития в приложении ко всем ступеням - от средней школы до университета и аспирантуры. Круглый стол собрал вместе ученых и практиков, работающих в различных областях нанотехнологий, для обмена опытом и выяснения проблем, связанных с разработкой современных образовательных программ и привлечения молодежи к научной работе и карьере в этой области.
Вводное слово принадлежало академику В.А.Садовничему (Московский Университет), сделавшему установочный доклад "Междисциплинарность — основа подготовки и переподготовки кадров для развития нанотехнологии", в котором он рассказал о разработке программ различного уровня для поддержки фундаментальных исследований и разработок в области нанотехнологий, а также проблемах и тенденциях становления системы нанотехнологического образования в Российской Федерации.
Лауреат Нобелевской премии академик Ж.И. Алфёров и его коллеги (Санкт-Петербургский физико-технологический научно-образовательный центр РАН, С.-Петербург) в докладе "Санкт-Петербургский физико-технологический научно-образовательный центр РАН как база для расширения и модернизации образования в области нанотехнологий" рассказали об успешном опыте непрерывного образования - от школы, ВУЗа и дальнейшей карьеры, который проистекает, на их взгляд, еще от исторических указов Петра Великого, повелевшего академикам Российской Академии Наук готовить себе смену и активно передавать молодому поколению знания, тем самым обеспечивая преемственность научной школы. Академик Ж.И.Алферов поднял также острые вопросы поддержки молодых ученых в сообщении "Роль общественных благотворительных организаций в укреплении системы образования в области нанотехнологий на примере Фонда поддержки науки и образования (Алфёровский фонд)".
Об опыте Московского Университета в свере междисциплинарного естественно-научного образования на примере факультета наук о материалах рассказал декан ФНМ МГУ академик Ю.Д. Третьяков, выступивший с докладом "Подготовка специалистов для работы в области нанотехнологий и наноматериалов". Зам. декана ФНМ МГУ Е.А.Гудилин дополнил доклад сообщением "Использование информационных технологий для подготовки кадров", посвятив большую часть материала проведению МГУ Интернет-олимпиад в области нанотехнологий и другим достаточно успешным попыткам применения новых образовательных технологий.
Последующее общее обсуждение высветило достаточно много проблем, которые следует в дальнейшем решать на всех уровнях образования всему образовательному сообществу. Часть этих вопросов далее обсуждалась на организационном собрании общественного совета по формированию системы эффективного образования в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий, которое состоялось уже в МГУ, после проведения конференции.
Ниже содержатся аудио- и видеофрагменты выступлений докладчиков и обсуждения заявленных на круглый стол вопросов. Иллюстративные материалы докладов можно посмотреть здесь.