Вдохните и замрите… В Северной Каролине испытывают препарат от СПИДа. Еще один. Это не «новый метод лечения серебром», но «новый метод лечения золотом» и нанотехнологиями. По замыслу ученых северокаролинского университета, проникая в организм, препарат будет противостоять проникновению вирусных клеток ВИЧ в белые кровяные тельца – лимфоциты, через которые проникают злосчастные вирусы иммунодефицита человека.
«Золотая лихорадка» теперь и в науке. Золото в тандеме с нанотехнологиями способно творить чудеса. Препарат «ТАК779» был создан еще в начале 1990 годов, но тогда у него нашли два неустранимых на тот момент побочных эффекта, полностью перечеркнувших дальнейшие перспективы. Проблемы возникли из-за четвертичного азотистого основания, входящего в состав молекул препарата. С ним препарат TAK 779 становился токсичным, а без него терял главное свойство – возможность блокировать проникновение вируса в лимфоциты. Поэтому разработки отложили в долгий ящик.
А сейчас достали. С развитием нанотехнологий найден способ обойтись без азотистого основания, но использовать наночастицы золота (если быть точнее, то это комплексные производные золота и меркаптобензиазоловой кислоты). Они не вызывают побочных эффектов – это раз и остаются веществом совершенно нейтральным и инертным по отношению к организму – это два.
«Как такового открытия в этом нет: органические молекулы на золотые частицы «сажают» уже давно, - но как способ доставки лекарства при минимальном вредном воздействии – в открытии есть новое», - рассуждает кандидат химических наук преподаватель факультета наук и материалов МГУ Андрей Елисеев. Золото – очень удобный материал: оно инертно, то есть не взаимодействует с другими материалами и стабильно - не взаимодействуют с другими веществами. То есть поверхность, на которую можно посадить молекулы другого вещества, намного больше, чем у других веществ.
Наночастицам золота приписываются сотворение чуда и в лечении онкологических заболеваний. Для создания препаратов здесь используют так называемые «наносферы» - микроскопические силиконовые шарики, покрытые тончайшим слоем золота, а также свет длинноволновой инфракрасной области спектра. «Наносферы» сейчас испытывают на животных, больных раком. Попадая в организм, они аккумулируются в опухоли. Последующее воздействие длинноволнового ИК света разогревает золотую оболочку частиц, что приводит к гибели опухолевых клеток. Наносферы нетоксичны и выводятся из организма без каких-либо побочных эффектов, а длинноволновое ИК-излучение, испускаемое лазером, практически не взаимодействует с тканями организма.
Но тут возникает другая проблема. «Обычно между открытием препарата и его появлением в аптеках проходит около пяти лет. А некоторые и не доходят вовсе, потому что не получают разрешение тестироваться на людях, - рассказывает Андрей Елисеев. – Сначала препарат проверяют на мышах, потом на овцах или других крупных животных, затем на человеке – при его добровольном согласии. Получить разрешение на тестирование препарата Соотношение между открытыми и появившимися в аптеке лекарствами примерно 1 к 1000, так как у большинства препаратов находят побочные действия».
Если в Северной Каролине и правда создали чудо-препарат, который может спасти тысячи больных СПИДом, то ждать придется долго. А пока вдохните и замрите…