26 марта в рамках программы "От первого лица" состоялось интервью заместителя декана факультета наук о материалах МГУ на "радио России". Прослушать интервью полностью можно на сайте "радио России", а ниже мы приводим выдержки из его первой части.
Наш собеседник - Евгений Алексеевич Гудилин, профессор химического факультета МГУ, заместитель декана факультета наук о материалах Московского университета (факультет наук о материалах МГУ специализируется на междисциплинарных образовательных программах, в том числе - нанотехнологиях). Что же кроется за этим популярным ныне словом? И почему нанотехнологии считаются наиболее прорывными технологиями, технологиями будущего?
ГУДИЛИН: Мне не очень нравится слово "прорывные"; нанотехнологии - это технологии и настоящего, и будущего. В России допускают смешение двух понятий. На Западе есть nanoscience, и есть nanotechnology; под первым термином понимают фундаментальные основы нанотехнологий, которые, к сожалению, сейчас уведены как-то в тень людьми, которые принимают решения. Второй термин обозначает технологии, попытку произвести продукт, который получит коммерческий успех.
Если говорить более подробно, - а во мне романтик еще не до конца умер, - то постараюсь привести некоторые аналогии. Когда мы говорили с людьми, мы пытались объяснить, что такое нанотехнологии, потому что дать жесткое определение - это нажить себе врагов. Потому что это должна делать весьма могущественная организация, которая должна определить стандарты мышления, а это некрасиво и неинтересно.
Представьте: были различные мореплаватели, первооткрыватели разных стран и континентов. Они ползали по поверхности Земли, и с их помощью мы изучили фактически размерность второго порядка поверхности нашей планеты, постигли два измерения из четырех, которые представлены в нашем мире. Потом было воздухоплавание, Гагарин, а это - третье измерение. К сожалению, машину времени еще не изобрели, время нам не покорилось, но люди неплохо умеют изучать процессы, длительные во времени, галактического плана, и в то же время научились снимать фемтосекундные и прочие подобные процессы, то есть четвертое измерение тоже нам начинает покоряться.
Нам осталось только "залезть" вглубь материи. Собственно, эта попытка и связана с развитием нанотехнологий. Атомы открыты давно, но когда мы начинаем идти по пятому измерению, то есть по шкале масштабов, то существует диапазон примерно от одного до ста нанометров (нанометр - одна миллиардная доля метра; для сравнения: бактерии, микроорганизмы - это миллионные доли метра, то есть нанометр - в тысячу раз меньше). И в этом нанодиапазоне случается огромное количество очень интересных процессов.
Мы все знаем из школьного курса химии, что есть ковалентная связь, ионная связь, металлическая связь. Это сильные, но коротко действующие взаимодействия. В этом диапазоне есть дальнодействующие взаимодействия, которые слабее по энергии, но это позволяет материи самоорганизовываться, самособираться в некие сложные структуры. Получается, эта "новая химия" приводит к образованию ансамблей, проявляющих новые физические и химические свойства...
ПОЛНОСТЬЮ ЗАПИСЬ ПРИВОДИТСЯ В ФАЙЛЕ GOOD.WMA ниже (по всем вопросам о ее распространении и использовании обращаться на "радио России"). В записи большое внимание уделено проведению второй Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям, ее секретам, партнерам и спонсорам.
![]() |
good.wma (21.84 Мб.) |