Travel is fatal to prejudice, bigotry,
and narrow-mindedness,
and many of our people need it
sorely on these accounts.
Broad, wholesome, charitable views
of men and things cannot be acquired
by vegetating in one little corner
of the earth all one's lifetime.
Mark Twain
Эти мудрые слова Марка Твена как нельзя более уместны здесь, в Новом Орлеане, на берегах Миссисипи, где проходит ПИТТКОН-2008. Что такое ПИТТКОН? С чего вдруг мы на него поехали? ПИТТКОН - это такая убойная комбинация из огромной конференции по аналитической химии и выставки производителей аналитического оборудования.
"The Pittsburgh Conference on Analytical Chemistry and Applied Spectroscopy is a non-profit corporation whose mission is to promote science education programs. The net financial proceeds from The Pittsburgh Conference fund educational programs and institutions impacting the science education experience for students attending schools ranging from elementary through the post secondary level."
Первый ПИТТКОН (Pittsburgh Conference on Analytical Chemistry and Applied Spectroscopy) прошел в Питтсбурге 15 февраля 1950 года. Тогдашний председатель Henry Freiser принимал 14 компаний, выставившихся в 25 киосках. На конференцию зарегистрировались 56 участников, а выставку посетили 800 человек. ПИТТКОН 2007 насчитал 22213 посетителя, 7514 зарегистрировавшихся на конференцию, из них 483 аспиранта, 253 журналистов. На выставке работали 10338 представителей компаний.
Это мой шестой доклад на ПИТТКОНе, первый я делал в общем-то практически не говоря по-английски (ну так получилось, что изучал я исключительно немецкий). Английский учил уже здесь, в Штатах. Это я к тому, что Говернатор был не так уж не прав, сказав: "In this country, it doesn't make any difference where you were born. It doesn't make any difference who your parents were. It doesn't make any difference if, like me, you couldn't even speak English until you were in your twenties.”
Традиционно ПИТТКОН проходит в Орландо или Чикаго. Я за Орландо, Чикаго надо передвинуть миль на 1000 южнее сначала. Март в Чикаго - холодина, б-р-р-р! ПИТТКОН - это очень большие деньги и на этот раз они останутся в Новом Орлеане, что неплохо.
Очень трудно охватить умом труд сотен тысяч талантливых людей, так что эта заметка о ПИТТКОНе, скорее, субъективна. Пoпробую рассказать, что понравилось, и что мы собственно делали на этой конференции.
Воскресенье, 2 марта
Этот день прошел в дороге. Погода была на удивление хорошей, и 5 часов в воздухе не показались очень скучными. Глядя сверху на Новый Орлеан, я получил первое впечатление как химик: обилие нефтеперегонных заводов, всевозможных танков, нефтеналивных барж и здоровенных танкеров тысяч в 20 тонн. В аэропорту нас встречала джаз-банда, производившая просто невероятный грохот. Получив багаж и ключи от домикa на колесах, которые здесь называют автомобилями, мы поехали в гостиницу. Как оказалось, автомобиль в Новом Орлеане абсолютно бесполезен по причине пешеходности города. Обилие узких улиц и веселых и (вечером) нетрезвых пешеходов делало вождение немного нервным. Вечером мы всей группой ужинали в ресторане, отмечая успехи за год.
Понедельник, 3 марта.
Наша сессия "химические сенсоры" (здесь и здесь) началась в 8:30, организаторы и председатели - Эрик Баккер из Нанохимического института в Curtin University of Technology (Перт, Австралия) и Фил Бюльманн из University of Minnesota. Мой доклад был в 8:50 и совпал с докладом Джорджа Вайтсайда на проходившей параллельно одной из секций конференции ACS по аналитической химии. Идея совместить две конференции, на мой взгляд, довольно дурацкая. Много интересных докладов шло параллельно, и многое пришлось пропустить. После доклада я рванул из 271 в 260 комнату послушать T.Swager'а о перспективах молекулярной электроники в аналитической химии (он был после вайтсайдовского в той же секции). Его идея о построении сенсоров из "молекулярных" проводов очень интересна. Имея молекулу полимера весом, скажем, в 100000 дальтон и пришив к ней, скажем, 1000 рецепторов, мы получим заметное изменение проводимости, если только один из рецепторов сработает, поймав нужную молекулу. Такой вот химический усилитель.
В нашей секции порадовал доклад Лизы Холл (Towards a Design for Particles to Resolve Intracellular Ion Concentrations ELIZABETH (LISA) A HALL, University of Cambridge, Maria Jose Ruedas, Xiaojuan Wang, Pei-Lun Lin). Лиза считает, что квантовые точки гораздо перпективнее красителей для внутриклеточных измерений. Она также раскритиковала использование полимерных сенсорных частиц. Но честно говоря, мне их подход не понравился. Намазав ионофоор на такую точку, мы оставляем его без защиты, которую обычно дает полимерная матрица, да и запихивать селенид кадмия внутрь клетки как-то нехорошо. Надо найти способ тушить флуоресценцию КТ, введеную в полимер.
Дермот Даймонд (Photocontrolled Binding and Release of Guest Species at Spiropyran Modified Surfaces DERMOT DIAMOND, Dublin City University, Silvia Scarmagnani, Robert Byrne, Aleksandar Radu) рассказывал о применении молекулярных переключателей в сенсорах. Дермот Даймонд - не просто профессор, он директор целого НИИ химической сенсорики в университете Дублина. Они работают со спиропиранами -интересными молекулярными переключателями. После доклада он посетовал, что традиционное "сенсорное" сообщество со скрипом воспринимает идеи использования "переключаемых" молекул, а большое сообщество тех, кто занимается молекулярными переключателями, бесконечно далеко от аналитической химии. Вот и получается синтез "наноавтомобилей", вместо, скажем, синтеза управляемых светом молекул ионных переносчиков. Часть этой работы делал мой старинный друг Алекс Раду из Белграда.
За обедом я выловил из местной похлебки мелкого крабика целиком и вспомнил нашу студенческую: "я знать не хочу ту тварь, из которой был шницель!"
На защите моей диссертации один из рецензентов написал, что неплохо тефлон приспособить для изготовления селективных мембран. Мэтры из ученого совета над ним усмехнулись тогда. А оказывается, ион-селективные мембраны с колоссальной химической стойкостью можно и нужно делать из тефлона. Интереснейшая химия, все фторировано, даже ионофор. Об этом был доклад Фила Бюльманна (Ionophore-Doped Ion-Selective Electrodes (ISEs) with Perfluorinated Polymeric Matrixes PHILIPPE BUHLMANN, University of Minnesota, Paul G Boswell, Chunze Lai, Elizabeth C Lugert, Annie N Leung)
Пару слов о нашем вкладе в науку. Мой доклад (Beyond Sensing under Equilibrium: Photoresponsive Nanoprobes for Rapid Localized Acid-Based Titration ALEXEY SHVAREV, Oregon State University, Oksana Ostroverkhova, David McIntyre) явился плодом совместной работы с физиками. В детали вдаватся не буду, их скоро можно будет прочитать в Analytical Chemistry.
В двух словах: мы сделали ион-селективные сенсоры микронного и субмикронного размера, таскали их оптической ловушкой, и даже титровали ими буферный раствор, определяя полную концентрацию буфера. Сама идея такого сенсора изложена здесь: Photoresponsive Ion-Selective Optical Sensor Shvarev, A. J. Am. Chem. Soc. 2006; 128(22); 7138-7139. А еще мы придумали простейший способ делать стабильный коллоид таких сенсорных частиц просто вливая раствор полимера в воду. Над этим проектом сейчас начала работать Валерия - наше новое пополнение. Она закончила химический факультет Харьковского Государственного университета и одновременно - Академию Физической Культуры (Валерия - мастер спорта по художественной гимнастике). Химики - они вообще люди разносторонние и талантливые. Пожелаем ей всяческих успехов. Еще одна аспирантка из нашей группы, Хасини Перера (между прочим, Хасини в свое время была капитаном довольно известного гребного клуба университета Коломбо, Шри-Ланка), привезла постер, рассказывающий о довольно простом методе определения т.н. термодинамической или несмещенной селективности ионных сенсоров (кому интересно, самые предварительные результаты были здесь: Unbiased Selectivity Coefficients Obtained for the Pulsed Chronopotentiometric Polymeric Membrane Ion Sensors Perera, H.; Shvarev, A. J. Am. Chem. Soc. 2007; 129(51); 15754-15755).
День завершился распитием бесплатного пива в холле гостиницы Embassy Suits. Слегка подогретый этанолом, ион-селективный народ общался в неформальной обстановке. Мне пришла идея сделать политнекорректную фоtографию. Вот мы и сфотографировались: я за Россию, Шейн из Pacific Northwestern national laboratory за Соединенные Штаты, посередине Алекс Раду преставляет Сербию. Подумав, сделал еще более политнекорректную фотографию. Теперь в компании появилась Украина. После неформальной "сессии" мы отправились ужинать в ресторан (чтоб я помнил название, но ресторан хороший) на гудящей Бурбон-стрит вместе с Алексом, Шейном и группой Дермота Даймонда с ним самим во главе. Официантка, слегка ошалев от многоязычия, пересчитала количество стран, представленных за столом. Их оказалось целых восемь! За разговорами о жизни, химии и политике вечер и часть ночи пролетели незаметно.
Вторник, 4 марта.
Ну вот мы и добрались до выставки! Выставились примерно 1000 компаний и организаций. Меня в основном интересовали микроскопы и камеры, так что остальное смотрел исключительно мимоходом. Нам понадобилось 5(!) часов, чтобы в хорошем темпе обойти экспозицию. Ну что сказать - оптики и масс-спектроскопии стало заметно больше. Это вполне закономерно, масс-спектрометрия и люминесценция, которым меня, увы, практически не учили, произвели революцию в аналитике. CCD камеры с прошлого года заметно похудели, подешевели, набрали разрешение, и чувствительность.
Появились китайские компании, выставлющиеся напрямую. Ценами они откровенно жгут - inverted микроскоп за 1000 долларов, это, знаете, практически даром. На стенде National Instruments была сделана остановка. Разработанная ими среда программирования LabVIEW потихонечку становится стандартом де-факто при разработке новых приборов и экспериментов. Узнав, что я читаю курс по ЛабВью, мне немедленно подарили флэшку с их логотипом. Увидев книжку, для которой я писал главу на стенде Elsevier, я поинтересовался ценой и, узнав про "щедрую" скидку авторам в 30%, немедленно обиделся. Жадные они какие-то в Европе.
Россия была преставлена едиственной компанией, на стенде которой я немедленно застрял и под конец сфотографировался с представителями. Производители российского аналитического оборудования! Стыдно, господа, вам есть чего показать и ценами можете жечь не хуже Китая. Будем надеяться на то, что в следующий раз в Чикаго российских компаний будет больше.
Среда, 5 марта
Перед отъездом мы полдня гуляли по Новому Орлеану, смотрели на Миссисипи, обедали в кафе во французком квартале. Был чудесный день, температура +20. Увы и ах, расплата наступила вечером - я совершенно безбожно сгорел на солнце. Подводя итоги можно сказать, что поездка получилаь удачной, было много интересного и на конференции, и на выставке, да и "руины" Нового Орлеана не подкачали.