На одном из секционных заседаний конференции «Инновационная деятельность в особых экономических зонах. Технологии сотрудничества бизнеса и государства», проходившей на базе Объединённого института ядерных исследований в Дубне 15—16 ноября, обсуждался проект создания кластера нанотехнологий. Несмотря на неприятие термина «кластер», глава госкорпорации «Роснанотех» Леонид Меламед активно участвовал в дискуссии и высказывался по важным вопросам
Об инновационной инфраструктуре для развития нанотехнологий
— Главная задача корпорации «Роснанотех» — это содействие коммерциализации в области нанотехнологий. Она создана прежде всего для того, чтобы инвестировать в конкретные проекты, как правило, оканчивающиеся значимыми результатами. Это должен быть продукт, который несёт в себе бизнес-эффективность, или социальную эффективность, или экономическую эффективность, которая может быть и там, где нет бизнес-эффективности.
Сегодня цепочке «наука фундаментальная — наука прикладная — технологии — производство — продукт — потребитель» в России требуется инновационная инфраструктура. Мы знаем на примере других государств, что инновационный бизнес и инновационный сегмент экономики не живут без поддержки государства, главная задача которого как раз и заключается в создании инфраструктуры. Видимо, корпорации в течение нескольких лет придётся активно заниматься содействием и отчасти инвестированием в инфраструктурные элементы.
О форсайте
— Традиционная последовательность, которая характерна для так называемых индустриальных экономик, когда всё начинается с фундаментальной науки, переходит в прикладную и далее через технологии идёт в производство, в развитых странах сегодня серьёзно видоизменилась.
В передовых странах начинают с программ форсайта, предсказания свойств товаров, поведения зачастую ещё несуществующих рынков. После этого вырабатываются требования, идёт заказ в науку и дальше процесс развивается по знакомой нам цепочке, что позволяет во многом увеличить эффективность тех ресурсов, которые на это направляются. Это очень важно, поскольку позволяет бизнесу уже на самых ранних стадиях видеть перспективу и тем самым снижать риски.
В России институтов форсайта пока нет, сейчас только ведутся разговоры, но я уверен, что в ближайшие годы эта методика разовьётся. Во всяком случае корпорация «Роснанотех» будет этому содействовать.
О коммерческих лабораториях
— Нам важно определить, как извлечь пользу из научных знаний. Если мы посмотрим на развитый мир, то увидим, что он движется в сторону перехода от научных лабораторий к научно-инженерным. В крупных бизнес-корпорациях эта проблема решается по определению, там всё заточено под то, чтобы усваивать научные результаты, поэтому инженеры трудятся вместе с учёными. Для нас это существенная проблема, потому что у нас наблюдается резкое разделение между фундаментальной наукой и прикладными исследованиями. Пока у нас нет готовых рецептов, как это преодолеть, как создать боевую единицу под названием «коммерческая лаборатория». Собственно, я затем в Дубну и приехал, чтобы послушать тех людей, которые давно трудятся на передовых рубежах науки, и понять, нет ли у них каких-то рецептов.
О классификации в области нанотехнологий
— В области нанотехнологий сегодня существует очень большая проблема классификации и стандартизации. Она не только российская, она существует во всём мире. Мы знаем, что ОЭСР создал комитет, в котором Россия является наблюдателем. По этой проблеме он провёл только первое заседание и взял два года на разработку классификаторов и стандартов в этой области. Поэтому некоторое время нам придётся поработать в условиях неопределённости. Я поддерживаю идею о том, что сообщества учёных и инженеров должны выработать какие-то свои промежуточные классификаторы, чтобы их можно было придерживаться и отсекать шарлатанов, которых будет много вокруг модной идеи. Уже сейчас это чувствуется.
О центрах коллективного пользования
— Госкорпорация поддерживает создание центров коллективного пользования (ЦКП), но по-умному. Я разделяю точку зрения, которую в свое время высказывал основатель Новосибирского Академгородка академик Лаврентьев: «Сначала люди с идеями, а потом стены с приборами». Плохо, если мы накупим уникального оборудования, а оно будет простаивать. Ведь насколько индивидуален труд учёного, настолько же индивидуально лабораторное оборудование. Мне кажется, существует не так много оборудования, которое может служить для коллективного пользования именно в научных целях. Поэтому очень важно определиться с его составом. В принципе, опыт у ОИЯИ очень большой, он сам является центром коллективного пользования. Тот же нейтронный источник уже сегодня можно рассматривать как часть ЦКП для нанотехнологий. Важно снабдить ЦКП и некоторой инфраструктурой, которая даёт возможность отсечь от дорогостоящего оборудования тех людей, чей труд никакой выгоды никому не несёт. Обязательной должна стать процедура, позволяющая обеспечить информационную безопасность, чтобы научные коллективы могли сохранять свою интеллектуальную собственность в неприкосновенности.
О создании кластера нанотехнологий в Дубне
— Что касается кластера, то мне это слово не нравится. Мы специально посмотрели глоссарий разного рода программ, которые используют этот термин и нашли пять разных толкований. В данном случае я воспринимаю кластер как концентрацию предприятий, существующих в рамках особой экономической зоны, и допускающую определённый хаос. Поскольку та область, о которой мы говорим, в значительной мере является междисциплинарной, в ней важно иметь широкий круг учёных: химиков, физиков и биологов, даже не связанных сегодня с нанотехнологиями.