Михаил АНАНЯН:ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАНОТЕХНОЛОГИЙ НУЖНО ПРОДУМАННОЕ РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ |
Михаил Арсенович, недавно было принято решение о создании государственной корпорации «Роснанотех», в задачи которой будет входить управление отечественными наноисследованиями, развитие нанотехнологий в нашей стране. Насколько создание госкорпораций – верный подход для решения подобных задач?
Сложный вопрос. В течение уже восьми лет мы говорим о том, что нужна реальная государственная программа по развитию и внедрению нанотехнологий. С моей точки зрения, это крайне важно, так как на основе нанотехнологий можно создать совершенно иную, гораздо более рентабельную экономику России, изменить качество нашей жизни.
Упущенное время, к сожалению, нельзя наверстать волевыми решениями, даже выделив одномоментно огромные средства. Нельзя за один месяц родить ребенка, даже если собрать очень много женщин. Так и с технологией – она требует времени для своего вызревания.
Решит ли эту проблему корпорация "Роснанотех"? Давайте вернемся к этому вопросу через год. Могу только засвидетельствовать, что во всех существующих до настоящего времени федеральных программах вопросы развития и внедрения нанотехнологий прописаны крайне убого и бессистемно.
А что, по-вашему, называется «системным подходом»?
Сейчас много козыряют такими словами – "новый атомный проект", "ракетно-космический проект" и т.д. Я, как специалист, воспитанный в оборонных отраслях промышленности, полагаю, что ответственность за всю проблематику, связанную с созданием отечественной наноиндустрии, должна была бы быть возложена именно на промышленность. В реальном атомном проекте, в ракетно-космической гонке отвечала за все промышленность, и она же ставила задачи и перед академией наук, и перед Министерством образования в части того, каких специалистов надо готовить.
Системность же начинается с анализа триады: фундаментальные исследования и разработки – промышленное производство – потребительский рынок. Как раз в сфере потребительского рынка лежат интересы государства и бизнеса. Анализ задач конкретных предприятий и отраслей промышленности, других секторов экономики (медицина, сельское хозяйство и т.д.) позволяет выделить те позиции, где использование нанотехнологий даст реальный научно-технический и экономический эффект. Такой анализ будет способствовать расстановке приоритетов в развитии нанотехнологий, сократит финансовые издержки, распыление материальных и людских ресурсов. А нанотехнологиями, как таковыми, можно с интересом заниматься всю жизнь, используя бюджетные средства и не давая никакой отдачи, что в большинстве случаев имеет место сегодня.
Далее, у любой программы должна быть ясно сформулированная целевая функция. Поэтому мы ввели в обиход понятие "наноиндустрия". Слава богу, это понятие наконец-то принято в обществе, это радует, и в этом направлении мы готовы кооперироваться с кем угодно.
Наконец, системность – это представление о нанотехнологии как многопараметрической задаче. Имеется в виду и подготовка научно-инженерных и рабочих кадров, и создание поколений спецтехнологического оборудования, метрологического обеспечения, научных приборов, стандартов и т.д. К сожалению, до сих пор подобного подхода к проблеме не наблюдалось. Потраченные на нанотехнологии (не такие уж малые) средства никак не отразились на состоянии экономики России. В этом и печаль…
Так или иначе, «Роснанотех» - свершившийся факт. Вы предполагаете, как концерн «Наноиндустрия» будет строить отношения с «Роснанотехом»?
Для нас ничего не изменилось. Мы будем продолжать ту работу, которой занимались до сих пор. Она разнообразна: создание новых технологий, взаимодействие с предприятиями и организациями реальных секторов экономики, выпуск нанопродукции и ее внедрение на потребительский рынок, организация и развитие региональных центров наноиндустрии, проведение семинаров и научно-практических конференций, выпуск первого (и пока единственного в России) инженерного журнала "Нанотехника" (кстати, наш журнал вошел в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней) и т.д.
Мы, в принципе, ни с кем не конкурируем и не испытываем необходимости входить в какие-либо структуры. Сотрудничать – готовы.
Несколько слов о вашей продукции.
Например, мы производим нанодисперсные составы "Стрибойл", который может быть эффективно использован в узлах трения различных видов оборудования. Это могут быть автомобили, тепловозные двигатели, дизели кораблей, станки, энергетические установки и т.д. При добавлении состава в моторное масло автомобиля последний через 50-100 километров начинает жить по-новому: увеличивается компрессия двигателя, снижаются вибрация и шум, выравнивается работа цилиндров, экономия топлива 5-15, иногда до 20%. До 50% снижаются выбросы вредных газов. Это – конкретная экономика, уменьшение нагрузки на экологию, особенно в мегаполисах. Теперь посчитайте экономию топлива для Вас, как водителя, посчитайте, насколько снизится потребность в бензине в целом. А сколько энергии нужно затратить, чтобы лишний бензин доставить на бензоколонки! То же самое – с устаревшим станочным оборудованием на заводах – экономия энергии, повышение ресурса и качества обработки деталей. Примеров подобных – множество.
Другое направление работ – производство наночастиц металлов, в частности, серебра, которые обладают очень высокими антибактериальными свойствами. Мы можем применить их и в быту, и в сельском хозяйстве, медицине, в судостроении и авиационной промышленности и т.д. Это характеризует еще одно замечательное свойство нанотехнологий – созданная на их основе конкретная продукция может быть спроецирована на потребности различных, не связанных друг с другом направлений хозяйственной деятельности.
Если перспектива применения нанотехнологий действительно так заманчива, почему концерн «Наноиндустрия» сегодня, фактически, единственная бизнес-структура, представляющая нанопродукцию на российском рынке?
Я не думаю, что мы единственные. Страна талантливая, разработок в области нанотехнологий много. Возможно, что мы отличаемся от остальных именно системным подходом к проблеме. Да и рынок ещё не готов к восприятию этих технологий. Мы каждый раз, когда приходим в новую организацию, сначала бесплатно показываем, как это все действует. Например, на заводе «Салют» мы обработали сначала бесплатно три станка, после этого заместитель главного инженера собрал начальников цехов и говорит: «У нас еще пятьсот станков. И мы с этой организацией будем работать».
Чтобы внутренний российский рынок сегодня активизировать, нам надо активнее рассказывать о наноразработках, а, еще лучше, - показывать результаты их внедрения.
Международный рынок тоже не готов к восприятию нанопродукции?
Тоже в полном объеме пока не готов, не развит. Но в США, Юго-Восточной Азии, Китае, Европе он развивается гораздо активнее, чем у нас, там уже есть ощутимая конкуренция, более того – есть люди, которые просто готовы продвигать нашу продукцию. Например, турок интересует нанесение наночастиц на ткани. Простой пример – носки. Нанесение наночастиц на носки предотвращает появление грибковых заболеваний, потение ног и т.д. В нашей же стране рынок развивается медленнее: как-то я приехал к начальнику Центрального вещевого управления Министерства обороны, предложил ему попробовать те же нанопорошки для обработки одежды солдатам, но он никакого интереса к этому не проявил.
Весь мир сейчас занимается вопросами создания бактерицидной одежды, сегодня на нас выходят иностранные фирмы с предложением совместных разработок, но это всё – туда, за рубеж.
А кто у нас главный конкурент на международном рынке сегодня?
Безусловно, главный конкурент – США. Европа более консервативна, она менее амбициозна. Я бы назвал второй страной, как ни странно, Китай. Китайцы в плане развития наноиндустрии – просто молодцы. У них, во-первых, очень мощная, реальная государственная поддержка. А главное, в Китае – экспортно-ориентированная экономика.
Это их заставляет все время ориентироваться на самые передовые технологии. Они вынуждены все время учиться, все время наращивать свой потенциал, потому что иначе не смогут конкурировать. У нас в стране не стоит такая задача, потому что у нас экономика ориентирована на импортозамещение, у нас продать что-то за рубеж – целая поэма.
Если Россия хочет иметь какую-то свою нишу на мировом рынке нанотехнологий, государству надо решать вопрос с экспортно-ориентированной экономикой. Сейчас что происходит? Сейчас потоком пошли в Россию нанопродукты из-за рубежа. Есть люди, которые этому способствуют. Получается, что, ещё не развив собственный рынок, мы его наводняем импортными разработками, вместо того чтобы развивать собственную индустрию, создавать продукцию, собственный рынок. А потом мы опять будем бороться за импортозамещение. Мы ведем себя глупо, другого слова нет. У нас нет экспортно-ориентированной экономики, потому что для этого не созданы условия, наоборот, существующие условия всячески этому препятствуют. Я не знаю, чья это задача, может, Министерства экономического развития и торговли, но это – задача государства.
Антон Иванов