Состязания на 39 Международной химической олимпиаде школьников входят в кульминационную стадию. Очень скоро кто-то победит, а кто-то вернется домой без медалей. Небольшой фоторепортаж (фото)глазами гида-куратора Анастасии Чекановой (ФНМ МГУ)рассказывает о буднях химического "Вавилона" - 39 МХО, поездке на теплоходе и жизни в "Олимпийце". Успехов участникам!
Прошло ровно 20 лет с тех пор, как я последний раз принял участие во Всесоюзной химической олимпиаде. Тогда еще не распался СССР, не было новомодных спонсоров, зато существовали районо, гороно и прочее «оно» (к слову, просто Отдел Народного Образования). Министерство образования не было слито ни с каким другим (например, с министерством науки) и, разумеется, не занималось до жути странным и непопулярным среди здравомыслящих людей процессом распила наших специалистов на бакалавров-недоделок и магистрантов, за каждым из которых, по идее многоуважаемого (нынешнего) министра образования, в ВУЗ должны «идти деньги». Больше всего на Всесоюзных олимпиадах боялись получить позорную «кукурузу» - утешительный диплом участника желтого цвета. Я, к счастью, избежал этой участи, получив в 9 классе сначала зеленый диплом III степени, а в 10 классе – нежно - синий диплом II степени. Зато у всех участников всесоюзного тура были кроваво-красные дипломы, полученные «на зоне» (не подумайте плохого, это тур олимпиады, промежуточный между областным и всесоюзным). И в те времена такие дипломы не гарантировали поступления в МГУ, как сейчас, при демографическом «провале», а могли помочь только при гипотетическом полупроходном балле. Зато все с гордостью, как медали ветеранов, носили на лацкане пиджаков (или на свитерах... смотря, что было надето) золотые пятиугольнички – значки, котрые выдавались каждому участнику Всесоюзного тура. Чем их было больше, тем горделивее ходил будущий победитель, внушая уважение и даже страх в соратников-конкурентов (что само по себе уже было немаловажно перед теоретическим туром).
Помню также, что лучшие призы были «на области». Я получил на них позолоченные настольные часы «молния», которые по наследству отдал родителям, а еще знаменитый на весь Союз фотоаппарат «Смена» (причем 8М! И не пытайтесь найти в нем автоматическую выдержку, автофокус, «антикрасный глаз» или съемку видеоклипов в формате HD-ready. Там вообще не было НИЧЕГО, но работать он мог ВЕЗДЕ, даже при 80% повреждений механической части). А со Всесоюзных олимпиад я привез диплом великого программиста (лучше всех программировал на микрокомпьютере Б3-34, на самом деле, это был программируемый калькулятор со скрытыми «глюками» «стэка», которые позволяли писать более короткие «программы»). Из Донецка я привез красный карандаш длиной один миллиард нанометров (в форме отбойного молотка), а также воспоминания о наших замечательных гидах-девушках, которые опекали все «юные дарования», как няньки, и много при этом «прикалывались». В Казане я видел белый Кремль, Арбузовскую лабораторию и пил татарский соленый чай с жиром (до сих пор помню его вкус). Были пресловутые химические «угадайки» после отбоя, когда загадавший химическое вещество мог отвечать только «да» или «нет» на вопросы своих товарищей. Я помню, что сорокаводный кристаллогидрат комплексной соли актинида америция угадали за 2 (!) минуты, поскольку все в команде читали Некрасова – я имею в виду не русского поэта, а автора толстенного учебника по общей и неорганической химии. Попробуйте сейчас устроить такую угадайку со студентами 1 курса, а особенно – пятого! (без дальнейших комментариев... ) Или хулиганские взрывы «перекиси ацетона», которую мог сделать любой. Посыпаешь порошочек вокруг фитиля свечки, поджигаешь фитиль и драпаешь, чтобы пыль от свечки не забила контуженные уши. Это было незабываемо! Великие олимпиады великой страны (простите за пафос и слезную ностальгию). Такое было время. Была романтика и белая зависть к победителям Всесоюзной олимпиады, поскольку они попадали «на сборы», чтобы поехать на Международную химическую олимпиаду (и только они без конкурса могли поступить в МГУ).
Время прошло, правительство и Президент стали другими (причем много раз), а Международные химические олимпиады остались, как истинная химическая ценность. Такие же замечательные девушки – гидки, такое же единение душ, такая же воля к победе... И пусть родные стены помогут нашей команде, а остальные команды – ну... пусть запомнят, что их радушно принимали и по-доброму попытают счастья в следующий раз!
(фотограф – Анастасия Чеканова, ФНМ МГУ)