Для справки: Вячеслав Михайлович Бузник (род. 26 апреля 1945 г.) - член-корреспондент РАН c 31.03.1994, академик РАН c 29.05.1997 (отделение химии и наук о материалах). Автор более двухсот статей в международных и российских журналах, в том числе 3 монографий, 10 патентов. Специалист в области физической химии неорганических материалов, ядерно-спектральных методов исследования. Ведёт исследования по вопросам внедрения научных разработок, устойчивому развитию. На ФНМ МГУ читает один из самых популярных среди студентов спецкурсов, «Управление инновационным процессом» и возглавляет ГАК (бакалавры).
С академиком В.М.Бузником беседует сотрудница лаборатории неорганических материалов кафедры неорганической химии химического факультета МГУ Т.В.Сафронова.
Каковы Ваши впечатления о прошедших защитах бакалаврских работ на ФНМ?
- Бакалавриат – новинка в отечественной образовательной системе и трудно давать ей оценку, не имея четкого представления, для чего она вводится, и какими должны быть индикаторы её эффективности. Что касается защищенных работ, то, лично на меня, они произвели хорошее впечатление - выгодно смотрятся в сравнении с работами, защищаемыми в других университетах, но так и должно быть, поскольку МГУ претендует на звание первого университета страны. В ряде случаев работы выглядели слабее, чем дипломные работы специалистов, защищавшихся на ФНМ в предыдущие годы. Но надо помнить, что срок обучения и научная деятельность студентов-бакалавров на полтора года меньше, и это последние годы, когда полученный запас знаний и приобретенных навыков студентов особенно интенсивно переходят из количества в качество.
Как Вы оцениваете уровень представленных работ?
- На хорошо и отлично, что выразилось в оценках, выставленных Государственной Аттестационной Комиссией. Моя точка зрения, в большинстве случаев, совпадает с оценками комиссии. Защита выявила как позитивные стороны подготовки бакалавров, так и некоторые пробелы. Из негатива следует отметить низкую культуру обработки экспериментальных исследований, в большинстве работ даже не приведены ошибки измерения. Естественно, это уменьшает достоверность и доказательность исследований и выводов, вытекающих из них. Можно отметить и другой факт - студенты, используя результаты полученный целой командой, зачастую представляют их как собственные. В научном сообществе есть определенная этика и ей нужно обучать студентов, как в учебных аудиториях (чтением соответствующих курсов) так и в лабораториях (примером старших товарищей). Характер работ и описание научных исследований существенно зависит от того, где выполнялась работа. Для студентов, проводивших исследования на кафедрах университета, характерен комплексный подход с привлечением широкого набора экспериментальных методов. Для работ проводившихся в стенах академических институтов, свойственен более узкий, но более углубленный подход. Появились первые работы, выполнявшиеся совместно с факультетом фундаментальной медицины, они выглядят непривычно, прежде всего, из-за новизны, но перспективны в практическом значении.
Считаете ли существующую систему оценок дипломных работ совершенной? справедливой?
- Всякая система оценок творческого труда несовершенна и неисчерпаема в усовершенствовании. В нашем конкретном случае, подсчет баллов таков, что позиции одного члена комиссии могут заметно повлиять на результирующую оценку, тем самым субъективизм может сыграть определенную роль. Мой личный опыт говорит о том, что цифры балов должны сочетаться с мнением экспертов. Но думаю, что студенты, не удовлетворенные полученной оценкой, должны искать причины в своей работе и недостатках представления результатов, а не довольствоваться оправданием несовершенства оценочной системы. В жизни будет много разных систем оценок, и в большинстве случаев не справедливых, если тратить силы не на совершенствовании работы, а на изменение правил оценок, то креативный результат будет низким как для науки, так и конкретного исследователя.
Какая дипломная работа произвела на Вас самое сильное впечатление?
-Комиссия выделила три работы, но единодушно была поддержка работа Д.М. Цымбаренко «Синтез и исследование разнолигандных комплексов калия с кислород- и азот- донорными лигандами». Мне работа понравилась комплексностью: в ней был не только синтез новых соединений, их экспериментальное исследование набором методов, но и теоретическая, на хорошем квантово - химическом уровне, интерпретация. Студент продемонстрировал, что у него есть голова, хорошие руки и он «попал в хорошие руки», имеется в виду хороший руководитель (профессор А.Р.Кауль, доц. И.Е.Корсаков).
Ваше мнение о двухуровневом образовании? В чем, на Ваш взгляд, его преимущество и недостатки по сравнению с традиционным образованием, давашим квалификацию "специалиста"?
- Я приверженец классической подготовки, практиковавшейся долгие годы в стране, проверенной жизнью в России, и эффективной деятельностью наших выпускников за рубежом. Спорить о достоинствах и недостатках нововведении следует во время обсуждения проектов, а сейчас: «ребенок родился» и с ним надо работать. Видимым на данном этапе достоинством является то, что защита бакалавра – хорошая генеральная репетиция перед полноценной защитой магистра. У ребят есть возможность понять и исправить свои недостатки в будущем. С другой стороны, люди, не желающие или не могущие учиться дальше, могут попытаться найти себе применение в обществе с уже имеющимся багажом.
Хотел бы пожелать всем новоиспеченным бакалаврам дальнейших творческих успехов на исследовательской ниве и продолжения учебы в стенах факультета.
P.S. 14 июля 2007 г. выпуск бакалавров был зачислен в магистратуру по магистерской программе «Химия, физика и механика материалов».
Темы защищавшихся работ:
Баранова О.В. «Получение и исследование физико-механических и термических свойств непрерывных базальтовых волокон»
Батук Д.Н. «Сорбция U(VI) на диоксиде кремния мезопористого строения»
Вавилова Н.А. «Разработка микроэлектродов для определения пероксида водорода на основе коррозионно-нестойких металлов»
Веряева Е.С. «Термодинамические свойства фаз и фазовые равновесия в системах RE-Mn-O (RE=Dy, Ho)»
Вохмянина Д.В. «Новый метод определения антиоксидантной активности в пищевых продуктах»
Гаврилов А.И. «Синтез и исследование наноструктур на основе диоксида титана»
Грошева А.А. «Возможности метода ДСК для изучения термодинамических свойств пивалатов самария и гадолиния»
Есин Н.В. «Исследование газовой проницаемости мембран пористого оксида алюминия»
Ефремова М.М. «Нанофаза воды в системах на основе наноалмаза»
Кульбакин И.В. «Синтез и изучение свойств новых слоистых оксогалогенидов висмута»
Кушнир С.Е. «Синтез магнеторезистивных стеклокерамических композитов на основе (La,Sr)MnO3»
Ляпина О.А. «Синтез нанотетраподов ZnO»
Саполетова Н.А. «Получение металлических инвертированных фотонных кристаллов»
Уточникова В.В. «Газофазный синтез нелетучих координационных соединений РЗЭ(III) как метод осаждения тонких пленок люминесцентных материалов»
Хохлов П.Е. «Синтез и свойства люминисцентных фотонных кристаллов»
Цымбаренко Д.М. «Синтез и исследование разнолигандных комплексов калия с кислород- и азот- донорными лигандами»