Во-первых, идея создания Отделения РАН в регионах, но по специализированному принципу, не вполне согласуется с традициями и Уставом РАН (как действующим, так и новым проектом). Теперь что касается государственной поддержки. Да, интерес государства к развитию нанотехнологий в России бесспорен. Создана программа, в бюджете заложены определенные суммы на ее реализацию… Сомнение вызывает только один момент – дойдут ли деньги до тех, кто действительно занимается нанотехнологиями, или же заметная их часть «усохнет» на полпути к адресату. По большому счету, если говорить о поддержке развития наноиндустрии в России, финансировать нужно две статьи, не считая исполнительные структуры. Первая – это приобретение современного оборудования, без которого все разговоры о нанотехнологиях так и останутся трескотней, вторая – материальная поддержка лиц, активно занимающихся исследованиями. Помимо денег, чрезвычайно важна реализация образовательных программ, которые готовят специалистов соответствующего профиля. Что мы имеем сегодня? К сожалению, ситуация не очень радужная, хотя бы потому, что доля российских публикаций в международной прессе за год снизилась с шести до полутора процентов. Отсюда следуют две вещи: во-первых, наши публикации не всегда пользуются международным признанием, во-вторых, за рубежом темп развития наноиндустрии, увы, пока намного выше, чем у нас.
Не могу сказать, насколько мы отстали от вездесущего восточного соседа, но то, что в Китае темп развития нанотехнологий намного выше, чем в России, - это очевидно. Китайцы пытаются использовать потенциал, в фундаментальном смысле накопленный и в западных странах, и в России. В Америке сейчас китайцев гораздо больше, чем в России, и в каждом университете чуть ли не каждый третий профессор – китаец. Они не упускают ни одной возможности развернуть практическую деятельность, они устроены в этом смысле правильно: очень трудолюбивы и ведут себя корпоративно – в любой ситуации будут стоять друг за друга, что не всегда характерно для наших соотечественников. Все это вместе взятое помогает китайцам продвигаться очень успешно вперед. Кроме того, экономические условия в Китае таковы, что огромное количество малых предприятий могут быть достаточно свободными в своей деятельности, в том числе развивать и нанотехнологии. Что же касается России, то Дума только еще собирается обсуждать закон о каких-то привилегиях и коврижках для малого и среднего бизнеса. Даже если этот закон будет принят, то с момента его принятия до реализации - дистанция огромного размера. Поэтому, поскольку китайцев очень много и они тесно связаны с зарубежной диаспорой, занимающейся фундаментальными исследованиями, они хорошо информированы обо всем, что делается зарубежом, имеют возможность быстрой коммерциализации новых идей и разработок в области нанотехнологий.
По всем направлениям наноиндустрии Россия не должна проводить полномасштабные исследования по той причине, что у нас денег на это никогда не хватит. Даже японцы, которые куда более богаты, чем мы, выбрали для себя ограниченный перечень направлений деятельности. Американцы развивают нанотехнологии по тысяче и более направлениям, японцы - по трем сотням. Если бы мы выбрали для себя хотя бы сто – сто пятьдесят направлений, этого было бы, на мой взгляд, достаточно. Действительно, в России, когда говорят о финансировании развития наноиндустрии, подразумевают цифру в несколько миллиардов рублей, а в США государственная поддержка составляет миллиард долларов в год. Есть о чем задуматься.
Академик РАН Ю.Д.Третьяков, Декан Факультета Наук о Материалах, заведующий кафедрой неорганической химии Химического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова